Заседания лаборатории

Сентябрь 2015

28 сентября, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление Г. Харлашиной. Обсуждение статьи: Conway C. M., Christiansen M. H. (2005). Modality-Constrained Statistical Learning of Tactile, Visual, and Auditory Sequences // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 31(1), 24-39.
В работе исследуются различия статистического научения последовательностям, построенным на основе искусственной грамматики, на материале разных модальностей: тактильной, визуальной и аудиальной. Показано, что испытуемыми могут усваиваться статистические закономерности, предъявленные тактильно.

2. Выступление Ю. Кожуховой. Обсуждение статьи: Forgas J.P., Eich E.E. (2014). Affective Influences on Cognition: Mood Congruence, Mood Dependence, and Mood Effects on Processing Strategies. // A. F. Healy & R. W. Proctor (Eds.), Experimental Psychology. Volume 4 in I. B. Weiner (Editor-in-Chief), Handbook of Psychology. pp. 61–82. New York: Wiley.
Взаимодействие между чувствами и мышлением было предметом научной дискуссии еще с древности. За последние несколько лет возрос интерес к изучению влияния аффективных состояний (affective or mood states) на обучение, память, процесс принятия решений и на другие познавательные процессы: восприятие и т.д. Большая часть этого интереса изначально сосредоточена на двух эффектах – конгруэнтность (mood-congruent cognition) и эффект зависимости памяти от настроения (mood-dependent memory). В выступлении вы услышите историю и современное состояние исследований этих двух эффектов, а также анализ того, как особенности настроения влияют на стратегии переработки информации. Также я попытаюсь разобраться в том, что лежит за этими эффектами и какие теории смогут их объяснить.

21 сентября, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление В. Косихина. Обсуждение статьи: Peterson E.R., Deary I.J. (2006) Examining wholistic–analytic style using preferences in early information processing // Personality and Individual Differences, 41, 3–14.
В работе поставлена цель обнаружить проявления когнитивного стиля «холистический/аналитический» на ранних этапах обработки информации и сопоставить их с результатами высокоуровневого теста данного когнитивного стиля. Корреляции между результатами двух тестов не было выявлено. Вывод: предпочтение холистического либо аналитического стиля связано с родом (а также, возможно, сложностью задачи) и может быть различным на разных уровнях переработки информации. [Реферат]

2. Выступление Т. Пряхиной. Обсуждение статьи: Bocanegra B.R., Huijding J., Zeelenberg R. (2012). Beyond Attentional Bias: A Perceptual Bias in a Dot-Probe Task // Emotion. 12(6), 1362–1366.
В настоящем исследовании авторы проверяют идею о том, что улучшение низкой пространственной частоты восприятия будет в случае предъявления билатеральных страшных лиц, при этом такой тип подсказки будет ухудшать высокую пространственную частоту восприятия. Авторы статьи делают вывод о том, что не только расположение эмоциональной подсказки значимо для смещения, но и какой тип информации приходится обрабатывать человеку. [Реферат]

Апрель 2015

27 апреля, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление Г. Харлашиной. Обсуждение статьи: Rohrmeier M., Fu Q., Dienes Z. (2012). Implicit Learning of Recursive Context-Free Grammars // PLoS ONE. 10. 7.
В статье обсуждаются результаты исследования имплицитного научения бесконтекстной грамматике, предполагающей иерархическую организацию, вложенные конструкции и закономерности, связанные с удаленными друг от друга стимулами. В результате эксперимента показано, что заданные закономерности, в том числе и закономерности, связанные с удаленными стимулами, могут быть выучены имплицитно. Кроме этого показано, что синтаксические структуры с вложенными конструкциями (придаточными предложениями) в конце или в начале предложения усваиваются лучше, чем структуры с вложенными конструкциями в середине. По мнению авторов, бесконтекстные грамматики хорошо отражают свойства естественных языков, а результаты эксперимента говорят об оправданности их использования при исследовании имплицитного научения. [Реферат]

20 апреля, 11.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление приглашенных участников к.психол.н. Владимирова И.Ю., к.психол.н. Коровкина С.Ю. с докладом Роль низкоуровневых когнитивных процессов в поиске инсайтного решения?
В докладе будет рассмотрена проблема специфичности инсайтного решения относительно решения алгоритмизированных задач в контексте экспериментальной психологии мышления. Будет обсужден вопрос о низкоуровневой и неосознаваемой природе инкубации и инсайтного решения.
Будет описан метод исследования микродинамики мыслительного процесса с помощью фиксации сопутствующих низкоуровневых когнитивных процессов.
Авторами будут представлены данные серии экспериментальных исследований, направленных на проверку гипотез о специфичности инсайтного решения и роли в нем низкоуровневых процессов переработки информации. Будут обсуждены вопросы роли низкоуровневых процессов на разных этапах решения задачи.

2. Предзащита кандидатской диссертации Нохриной Натальи Анатольевны "Тип переживания субъектов в процессе рефлексии восприятия произведений визуального искусства"

13 апреля, 12.00, малый зал ИПРАН

Предзащита кандидатской диссертации Риппинен Т.О. "Поведение подростков за компьютером: связь с личностными особенностями и благополучием"

6 апреля, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление В. Косихина. Обсуждение статьи: Braun M., Lee C., Urban G., Hauser J. (2009). Does Matching Website Characteristics to Cognitive Styles Increase Online Sales?
Большая выборка испытуемых (835 человек) была классифицирована по принципу когнитивного стиля (аналитический-холистический и вербальный-визуальный). Испытуемым были предъявлены версии веб-сайта, согласованные или несогласованные с их когнитивным стилем. Показано, что согласование структуры сайта с КС действительно повышает склонность испытуемых совершить покупку. [Реферат]

Март 2015

30 марта, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление О. Морозовой. Обсуждение статьи: Goldstein, R. (2014). The influence of clustering coefficient on word-learning: how groups of similar sounding words facilitate acquisition // Frontiers in Psychology, 5, 2-13.
В ряде предшествующих экспериментов было продемонстрировано, что коэффициент кластеризации, отражающий степень связанности соседей избранного слова в лексической сети, оказывает влияние на производство и восприятие речи, а также на отдельные мнемические процессы (Vitevitch et all, 2011, Vitevitch and Chan, 2012). В данном исследовании авторы задались вопросом, влияет ли коэффициент кластеризации на приобретение новых слов. Процесс приобретения рассматривался согласно модели Срокела (Strokel, 2011), в рамках которой выделяются три стадии разучивания: запуск, настройка и соединение. Авторы предположили, что на этапе соединения топология лексической сети будет способствовать удержанию слов с высоким коэффициентом кластеризации в сравнении со словами с низким коэффициентом кластеризации. Участники эксперимента разучивали слова и тестировались на запоминание в трех сессиях с недельными промежутками. Было показано, что слова с высоким коэффициентом кластеризации имели преимущество в запоминании, но только после промежутка в одну неделю, в рамках которого участники не встречались со стимульным материалом. [Реферат]

23 марта, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление Т. Пряхиной. Обсуждение статьи: Vogt J., Houwer J. De. (2014). Emotion Regulation Meets Emotional Attention: The Influence of Emotion Suppression on Emotional Attention Depends on the Nature of the Distracters // Emotion. 14(5), 840–845.
В настоящем исследовании изучали то, как задача сдерживания негативного эмоционального состояния влияет на внимание в эмоционально-конгруэнтных ситуациях. Исследователи предполагают, что при подавлении отрицательных эмоций, они будут сопровождаться вниманием к эмоционально-конгруэнтным событиям. Однако, это возможно, если доступны эффективные дистракторы. У участников эксперимента индуцировали чувство «отвращение», при этом просили сдерживать это состояния при прохождении методики «проба с очкой». В результате, подавление эмоций влияет на распределение внимания, но успешное избегание эмоционально-конгруэнтных событий зависит от наличия эффективных дистракторов. [Реферат]

16 марта, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление Ю. Кожуховой. Обсуждение статьи: Tibubos A.N., Pott E.K., Schnell K., Rohrmann S. (2014). All anger is not created equal: A multi-method approach to understanding the link of anger responses with approach and avoidance motivation // Personality and Individual Differences, 70.
Целью исследования было изучение взаимосвязи между системами BIS и BAS (система приближения/система избегания), и состоянием гнева с многосторонним методическим исследованием (самоотчет, физиологические и бихевиоральные показатели). Результаты показали, что в зависимости от оценки гнева BIS / BAS предсказывали ответы гнева по-разному. Результаты показывают, что немедленные ответы (immediate anger responses) гнева имеют более сильную связь с BAS, в то время как словесное выражение гнева на поведенческом уровне определяется BIS. Если state anger связано с приближением или с избеганием, то зависит это от того, каким образом мы операционализируем гнев. [Реферат]

2 марта, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление Токаревой Галины Викторовны с докладом "Эмоциональные предпочтения в контексте музыкальных предпочтений и я-концепции".

Февраль 2015

16 февраля, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление В. Косихина. Обсуждение статьи: Mampadi F., Chen S., Ghinea G., Chen M. (2011). Design of adaptive hypermedia learning systems: A cognitive style approach // Computers & Education, 56, 1003–1011.
В исследовании оценивается эффективность т.н. адаптивной гипермедийной обучающей системы, в основе которой лежит когнитивный стиль "холистический-сериалистический". Показано, что использование адаптивного алгоритма, подстраивающего процесс обучения под когнитивный стиль (в противоположность статическому), улучшает как усвоение материала, так и восприятие процедуры учениками.

9 февраля, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление О. Морозовой. Обсуждение статьи: Goldstein, R. & Vitevitch, M.S. (2014). Keywords in the mental lexicon // Journal of Memory & Language, 73, 131-147.
В данном психолингвистическом исследовании был реализован сетевой подход к моделированию и анализу сложных систем, в рамках которого иллюстрируется влияние структуры сети на процессы, протекающие внутри системы. Главным концептом выступило «ключевое слово», рассматриваемое как специфический узел в сетевой структуре. При удалении малого количества подобных узлов сеть дробится на мелкие изолированные компоненты, подрывая процесс распространения информации/активации. Группа ключевых слов была найдена в сети фонологических словоформ и противопоставлена в исследовательских целях набору контрастных слов, сходных с ними по лексическим (длина, частотность, количество фонологических соседей), но отличных по сетевым характеристикам. В трех классических психолингвистических экспериментах авторы продемонстрировали, что, в сравнении с контрастными, ключевые слова распознаются быстрее и точнее. [Реферат]

6 февраля, 10.15, малый зал ИПРАН

1. выступление Кровицкой Инны с докладом по теме своего диссертационного исследования "Эмоциональная зрелость школьников".
На основе опросника, проведено экспериментальное исследование эмоциональной реакции в ситуации обиды у школьников с 7 до 17 лет. Были получены следующие результаты: 1) эмоциональная зрелость школьника имеет возрастную обусловленность т.е. чем старше ребёнок, тем больше его эмоциональные реакции похожи на эмоциональные реакции взрослого человека. 2) нет взаимовлияния уровня эмоциональной зрелости и уровня интеллектуального развития (в данном случае уровня успеваемости). 3) гендерные различия в развитии эмоций не выявлены.4) уровень эмоциональной зрелости школьника не имеет большого влияния на показатели лидерства (учебное, вне учебное) в классе.

2 февраля, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление Т. Пряхиной. Обсуждение статьи: Koster E.H., De Raedt R., Goeleven E., Franck E., Crombez G. (2005). Mood-Congruent attentional bias in dysphoria: maintained attention to and impaired disengagement from negative information // Emotion. 5(4), 446-455.
Будет представлена статья голландских психологов, которые изучали закономерности эффекта «конгруэнтности» настроения, используя методику «проба с точкой» на группе испытуемых с дисфорией. Авторами было проведено два эксперимента, в результате которых было получено, что у людей с дисфорией происходило смещение внимания и удержание его на негативной информации при длительной экспозиции этих слов. Этот результат соответствует модели внимания Познера у депрессивных испытуемых. [Реферат]

Январь 2015

26 января, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление Г. Харлашиной. Обсуждение статьи: Shin, J., Christianson, K. (2012). Structural priming and second language learning // Language Learning, 62, 931-964.
В этой работе авторы рассматривают вопрос о том, может ли рабочая память функционировать вне сознания. Приводятся результаты пяти экспериментов, в которых показано, что выявление и усвоение паттерна в заданиях, соответствующих требованиям к заданиям на РП, может происходить без намерения или осознания. Авторы делают вывод о включении в существующую теорию рабочей памяти понятия имплицитной рабочей памяти. [Реферат]

19 января, 12.00, малый зал ИПРАН

1. Выступление Ю. Кожуховой. Обсуждение статьи: Robinson, M.D., Ryan, L. B., Liu, T. (2013) Understanding Personality and Predicting Outcomes: The Utility of Cognitive-Behavioral Probes of Approach and Avoidance Motivation // Emotion Review, 5(3).
В работе представлены основные направления исследований влияния мотивации приближения-избегания (approach and avoidance ) с использованием когнитивно-бихевиоральных (поведенческих) задач, а также авторы рассматривают связь полученных результатов с индивидуальными особенностями испытуемых.

[Архив 2014]

[Архив 2010]

[Архив 2009]

[Архив 2008]

[Архив 2007]

[Архив 2006]

Аспирантский семинар

Конференции

24-26 сентября, 2015. Москва. «Творчество: наука, искусство, жизнь», посвященная 95-летию со дня рождения Якова Александровича Пономарева.
[Сайт конференции]

 

25-26 сентября, 2015. Москва. "Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований", посвященная 60-летию со дня рождения В.Н. Дружинина.
[Сайт конференции]

***

[Архив 2010]

[Архив 2009]

[Архив 2008]

[Архив 2006]