Декабрь 2014
26 декабря, 12.00, малый зал ИПРАН
Выступление Медынцева Алексея Алексеевича "Единая Картотека Участников - сервис для набора испытуемых".
В сообщении будет сотрудникам лаборатории будет представлен проект сайта "Единая Картотека Участников" созданного для облегчения набора экспериментальной выборки под научные исследования. Будет рассказано о принципах и правилах работы сайта. Так как сайт
создается для исследователей, то докладчику будет интересно узнать мнение сотрудников лаборатории о самом сайте и его потенциальной
востребованности.
22 декабря, 12.00, малый зал ИПРАН
Выступление Валерия Косихина "Когнитивный стиль в категоризации и рабочая память".
В докладе будут представлены теоретические основы работы, полученные на данный момент эмпирические результаты и планы будущего эксперимента.
Предметом работы стали индивидуальные различия в категоризации – диапазон эквивалентности (предпочтение широких либо узких категорий в задачах свободной сортировки). Предпринята попытка объяснить их с помощью одной из концепций экспертной памяти – теории т.н. долговременной рабочей памяти Эриксона и Кинча. Предположительно, источником различий являются две отдельные когнитивные способности, соотношение между которыми определяет эффективный способ кодирования стимулов, который и отражается в предпочитаемом паттерне категоризации. Получены эмпирические данные в поддержку отдельных предположений данной теории.
8 декабря, 12.00, малый зал ИПРАН
Выступление Г. Харлашиной. Обсуждение статьи: Hamrick, P. & Rebuschat, P. (2013) Frequency effects, learning conditions, and the development of implicit and explicit lexical knowledge. In J. Connor-Linton & L. Amoroso (Eds.), Measured language: Quantitative approaches to acquisition, assessment, processing and variation. Washington, DC: Georgetown University Press.
В работе исследуется влияние частотности слова на усвоение значения в эксплицитных и имплицитных условиях. В результате эксперимента с выучиванием значений 27 псевдослов авторы делают вывод о том, что частотность слов влияет и на имплицитное, и на эксплицитное знание, однако в имплицитном условии влияние частотности было выше.
1 декабря, 12.00, малый зал ИПРАН
Выступление Морозовой Ольги "Истоки модели безмасштабной сети (часть вторая): принцип предпочтительного связывания и конденсат Бозе-Эйнштейна в сетевых архитектурах".
В прошлом докладе были кратко описаны истоки науки о сложных сетях, представлены первые сетевые модели и принципы их построения, а также обозначено значение WWW в развитии методологии сетевого моделирования и наук о сложности. Во втором докладе тема будет продолжена через рассмотрение исторически более поздних и сложных сетевых моделей, а также ключевых принципов, позволяющих строить и изучать неоднородные и эволюционирующие сети.
Ноябрь 2014
17 ноября, 12.00, малый зал ИПРАН
1. Выступление В. Косихина. Обсуждение статьи: A. Jacky, Sheehan E., Tsai N., Duncan G., Buschkuehl M., Jaeggi S. Improving fluid intelligence with training on working memory: a
meta-analysis // Psychonomic Bulletin & Review, August 2014.
В статье представлены результаты мета-анализа 20 исследований,
посвященных связи между тренировкой рабочей памяти при помощью задачи
n-back (требуется запомнить ряд стимулов, а затем воспроизвести стимул
на заданной позиции с конца ряда) и показателями генерального фактора
интеллекта. Показано, что тренировка вызывает небольшое, но значимое
повышение результатов испытуемых. Выявлены факторы, которые могут быть
модераторами этой связи.
10 ноября, 12.00, малый зал ИПРАН
1. Выступление Г. Харлашиной. Обсуждение статьи: Schipolowski S., Wilhelm O., Schroeders U. On the nature of
crystallized intelligence: the relationship between verbal ability and
factual knowledge // Intelligence. 2014. 46. 156–168.
В данной статье авторы исследуют вклад вербальных способностей и
декларативного знания в кристаллизованный интеллект. По данным
широкомасштабного исследования с участием 6 701 испытуемого-подростка
авторами была построена структурная модель. Корреляция между латентными
переменными, отражающими вербальные способности и знания, была очень
высокой, но значимо отличалась от единицы. Около 17% дисперсии фактора
знаний были независимы от индивидуальных различий в вербальных
способностях и флюидном интеллекте. На основе результатов исследования
авторы делают вывод, что вербальные способности и знание представляют
собой тесно связанные между собой, но эмпирически различимые аспекты
кристаллизованного интеллекта.
Октябрь 2014
27 октября, 12.00, малый зал ИПРАН
Выступление Кожуховой Юлии с кратким сообщением "Ай-трекинг, основные параметры и модели". Сообщение будет посвящено методике проведения и анализа движений глаз в экспериментальных исследованиях.
20 октября, 12.00, малый зал ИПРАН
1. Доклад Джеррода Пэрротта "Effects of American and Russian Cultures on Emotions: Preliminary Findings and Future Directions".
Джеррод Пэрротт - профессор Джорджтаунского университета (США), один из ведущих специалистов по психологии эмоций. Основные исследовательские интересы - влияние культуры на человеческие эмоции, функциональные и дисфункциональные аспекты эмоций, сложные социальные эмоции (зависть, ревность, стыд, вина), эмоциональная регуляция мышления.
13 октября, 12.00, малый зал ИПРАН
1. Выступление д.псхн.н. Воронина Анатолия Николаевича. Тема доклада: "Дискурсивные способности в познавательной сфере человека".
При исследовании познавательной сферы человека языковые способности являются естественным образом выходят на первый план. По некоторым оценкам, в обществах современного западного типа вербальный интеллект задействован больше, чем невербальный. К тому же, способность владения словом, языком, речью является одной из важнейших сторон психики человека. Языковая способность есть совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива" (А.А.Леонтьев, 1965).
6 октября, 12.00, малый зал ИПРАН
1. Выступление В. Косихина. Обсуждение статьи: Bennabi D., Pedron S., Haffen E., Monnin J., Peterschmitt Y., Van Waes V. Transcranial direct current stimulation for memory enhancement: from clinical research to animal models // Frontiers in Systems Neuroscience. Vol. 8, 2014, art. 159.
Транскраниальная стимуляция постоянным током для улучшения памяти: от клинических исследований к моделям на животных. В статье содержится обзор данных из клинических исследований, показывающих эффективность транскраниальной стимуляции для повышения эффективности обучения и запоминания. Также приводятся результаты испытаний на животных.
Сентябрь 2014
29 сентября, 12.00, малый зал ИПРАН
1. Выступление Ю. Кожуховой. Обсуждение статьи: Chen N.T. M., Clarke P. J. F., Watson T. L., MacLeod C., Guastella A. J. Biased Saccadic Responses to Emotional Stimuli in Anxiety: An Antisaccade Study // PLoS ONE.2014. Vol. 9(2): e86474.
На примере анти-саккадной задачи в данном исследовании изучалось восприятие угрожающих стимулов. Предполагалось, что тревожные испытуемые будут медленнее совершать анти-саккады в ответ на предъявление стимулов с угрозой, и не будут проявлять никаких особенностей по отношению к позитивным стимулам. Было получено, что низко тревожные испытуемые оказались медленнее в саккадах на позитивные стимулы, независимо требовались ли про- или анти-саккады.
В данной статье были рассмотрены механизмы повышения внимания, на примере предъявления эмоциональных стимулов.
22 сентября, 12.00, малый зал ИПРАН
1. Выступление Морозовой Ольги "Истоки модели безмасштабной сети (часть первая): World Wide Web как источник революции в науке о сетевых структурах".
В рамках доклада кратко рассматриваются ранние статьи по теме безмасштабных сетевых архитектур, дающие представление о фундаменте теории сложных сетей и ее историческом происхождении.
В качестве безмасштабной сетевой структуры рассмотрена World Wide Web (сеть Интернет). Проводится ее сопоставление с другими сложными сетевыми топологиями.
2. Выступление Г. Харлашиной. Обсуждение статьи: Hassin R. R., Bargh J. A., Engell A. D., McCulloch K. C. Implicit working memory // Consciousness and Cognition. 18. 2009. 665–678.
В этой работе авторы рассматривают вопрос о том, может ли рабочая память функционировать вне сознания. Приводятся результаты пяти экспериментов, в которых показано, что выявление и усвоение паттерна в заданиях, соответствующих требованиям к заданиям на РП, может происходить без намерения или осознания. Авторы делают вывод о включении в существующую теорию рабочей памяти понятия имплицитной рабочей памяти.