А.Н. Поддьяков

Поддьяков Александр Николаевич - главный научный сотрудник, доктор психологических наук.

Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и там же - аспирантуру. Тема докторской диссертации: «Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте». Проходил стажировку в Университете Кларка (США). В 1994 стал победителем Всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов в области гуманитарных наук.

Член редколлегий журналов "Психология. Журнал Высшей школы экономики", "Исследовательская работа школьников", "Culture and psychology", "Mathematical thinking and learning".

Контакты

Основные направления работы:

Области научных интересов - исследовательское поведение, мышление и творчество человека; психология решения комплексных проблем; психология экономического поведения; обучение и развитие.

А.Н. Поддьяков – автор оригинальной концепции мышления и исследовательской деятельности в сложных областях. Концепция носит междисциплинарный характер, интегрируя положения психологии, педагогики, теории сложных динамических систем, логики, математики и конфликтологии. В практической области – автор комплекса оригинальных методик по диагностике и развитию мышления, а также методик по изучению социальных взаимодействий в обучении.

В настоящее время разрабатывает новое направление, связанное с конкурентной борьбой в образовании и использованием "троянского" обучения – обучения конкурента тому, что для него невыгодно, но соответствует интересам стороны, организовавшей обучение.

Защитившиеся соискатели:

Г. Хасан. Адаптация к стрессовым жизненным событиям и преодоление трудностей в профессиональном самоопределении детьми и подростками с разным уровнем интеллекта и когнитивной гибкости.

Калуцкая И.Н. Макиавеллизм личности и "троянское" обучение в российской и американской культуре (2008).

Бутенко Т.П. Субъективная неопределенность жизненных ситуаций: когнитивно-эмоциональные оценки и стратегии поведения (2009).

Предлагаемые темы диссертационных, дипломных и курсовых работ:

Исследовательское поведение и познавательное развитие

Познавательная активность личности, мышление и творчество в различных видах деятельности

Психология решения комплексных задач

Социальная детерминация развития интеллекта и творчества: содействие и противодействие

"Троянское обучение" в экономическом поведении

Защита от троянских обучающих технологий

Учебные курсы:

Общая психология

Мышление и речь

Исследовательское поведение и познавательное развитие

Познавательная активность личности

Экономическая психология

Педагогическая психология.

Защита от троянских обучающих технологий

Основные публикации:

Монографии:

Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

html

zip (657kb)

Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. 3-е изд., испр. и доп. М.: Эребус, 2006.

Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006.

Статьи:

1999

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 13-20.

html

Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 119-128.

pdf (240kb)

2001

Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Автореферат дисс. ... докт. психол. наук. M.: 2001.

html

2002

Поддьяков А.Н. Мышление и решение задач // Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М.: Аванта+, 2002. С. 124-152.

 

Поддьяков А.Н. Решение комплексных задач // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 225-233.

 

Поддьяков А.Н. Ты гений или просто умный? (У интеллекта и творческих способностей разная природа) // Знание – сила. 2002. № 9. С. 78-81.

html

pdf (146kb)

2003

Поддьяков А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст // Вопросы психологии, 2003, N 2. С.122-132.

html

Поддьяков А.Н. Тест творчества – "синяя птица" психологии // Знание – сила. 2003. № 5. С. 101-104.

html

pdf (158kb)

2004

Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. 2004. № 2. С. 10-20.

pdf (195kb)

Поддьяков А.Н. Конфронтационность в образе мира участников образовательного процесса // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2004. № 1. С. 15-22.

 

Поддьяков А.Н. Поведение при конкуренции: противодействие обучению соперника и "троянское" обучение // Психолого-педагогическая наука в практике современного образования. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общей ред. М. Г. Ковтунович и С.Б. Малых. М.: ПЕР СЭ, 2004. С. 46-51.

 

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта // Психологический журнал. 2004. № 3. С. 61-70.

резюме

pdf (280kb)

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурента и "троянское" обучение в экономическом поведении // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том.1. № 3. С. 65-82.

резюме

pdf (193kb)

Поддьяков А.Н. Психодиагностика интеллекта: выявление и подавление способностей, выявление и подавление способных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том.1. № 4. С. 75-80.

резюме

pdf (130kb)

Поддьяков А.Н. Толерантное противодействие интолерантности в обучении // Век толерантности. 2004. № 8. С. 44-57.

 

2005

Поддьяков А.Н., Вальсинер Я. Выбраться из нищеты, не теряя блеска // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Том. 2. № 1. С. 102-111.

резюме

pdf (231kb)

Поддьяков А.Н. Интеллектуальный диапазон Владимира Николаевича Дружинина // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы конференции, посвященной памяти В.Н.Дружинина, ИП РАН, 19-20 сентября 2005 г. М.: Изд-во "Ин-т психологии РАН", 2005. С. 450-451.

 

Поддьяков А.Н. Конкуренция средств диагностики способностей // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы конференции, посвященной памяти В.Н.Дружинина, ИП РАН, 19-20 сентября 2005 г. М.: Изд-во "Ин-т психологии РАН", 2005. С. 131-136.

 

Поддьяков А.Н. Конкуренция средств психодиагностики: тесты познавательного развития // 4-я Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция с международным участием "Психолого-педагогическая наука современному образованию". 29 марта - 20 декабря 2005 г.

html

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурента и "троянское" обучение при экономическом соперничестве // Интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности". Образовательный портал Auditorium.ru. 30 декабря 2004 - 31 января 2005 г.

html

Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении и образовании при экономическом соперничестве // Проблемы экономической психологии в изменяющейся России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 2005. С. 273-275.

 

Поддьяков А.Н. Стимулирование и подавление творчества в диагностике и обучении // Тезисы 1-ой международной конференции "Творчество: взгляд с разных сторон". Москва, Ин-т психологии РАН. 15-18 сентября 2005 г.

html

2006

Поддьяков А.Н. Виды "троянского обучения" в структуре рефлексивного управления // Третья международная конференция по проблемам управления (20-22 июня 2006 года): Тезисы докладов в 2-х томах. Том. 2. М.: Институт проблем управления, 2006. С. 60.

 

Поддьяков А.Н. Вступительное слово к специальной теме выпуска "Экономическая психология - область междисциплинарных исследований" // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. № 3. С. 88-111.

pdf (70kb)

Поддьяков А.Н. Зоны развития, зоны противодействия и пространство ответственности // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. С. 68-79.

резюме

pdf (323kb)

Поддьяков А.Н. Инвариантный и системно-динамический подходы к обучению исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. С. 47-60.

 

Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение // Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. С. 165.

 

Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 51-58.

 

Поддьяков А.Н. Непереходность (нетранзитивность) отношений превосходства и принятие решений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. № 3. С. 88-111.

резюме

pdf (219kb)

Поддьяков А.Н. Нетранзитивность превосходства при взаимодействиях: междисциплинарный анализ // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. Труды 6-й Международной конференции / Под ред. З.К. Авдеевой, С.В. Ковриги. М.: Институт проблем управления РАН, 2006. С. 29-40.

 

Поддьяков А.Н. Образ мира участников образовательного процесса // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 284-293.

 

Поддьяков А.Н. Обучение со злым умыслом // Мы и мир: Психологическая газета. 2006. № 9 (121). С. 7.

 

Поддьяков А.Н. Парадоксы тестовой диагностики творчества // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. Москва, 2-3 ноября 2006 г. / Отв. ред. В.Д. Шадриков. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 432-435.

 

Поддьяков А.Н. Противодействие исследовательскому поведению и исследовательское поведение как защита от противодействия // Исследовательская работа школьников. 2006. № 3. С. 34-49.

 

Поддьяков А.Н. Пространство ответственности "Я" // Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. С. 313-314.

 

Поддьяков А.Н. Содействие и противодействие развитию исследовательского поведения и обучаемости // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы 3-й Национальной научно-практической конференции. М.: Федерация психологов образования России, 2006. Т. 1. С. 285-287.

 

Поддьяков А.Н. Содействие и противодействие творчеству и интеллектуальной деятельности как факторы системной социальной детерминации // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (1-2 февраля 2006 г.). М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. С. 158-170.

pdf (247kb)

Поддьяков А.Н. Содействие и противодействие творческой и интеллектуальной деятельности как системные факторы социальной детерминации // Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летию факультета психологии МГУ. 23-24 ноября 2006 г. М.: МГУ, 2006. С. 402-403.

 

Поддьяков А.Н. Троянское обучение в структуре рефлексивного управления // Рефлексивные процессы и управление. 2006. № 2. С. 84-95.

pdf (273kb)

Поддьяков А.Н. Троянское обучение и личностное развитие // Сборник материалов научно-практической конференции "Психолого-педагогическая поддержка развивающейся личности в условиях Московской области" / Под ред. Д.В.Солдатова. Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006. С. 11-16.

 

Поддьяков А.Н. Ценности и цели экспертов в образовании: баланс помощи и противодействия // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / Под ред. Г.И.Иванченко, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 318-327.

 

Поддьяков А.Н. Феноменология и практика исследовательской деятельности учащихся. Рецензия на книгу: Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей, 2006 // Исследовательская работа школьников. 2006. № 2. С. 213-214.

 

2007

Поддьяков А.Н. Альтер-альтруизм // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 3. С. 98-107.

резюме

pdf (179kb)

Поддьяков А.Н. Зрелость и незрелость к контексте ортогенетического закона развития // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2007. С. 47-60.

pdf (247kb)

Поддьяков А.Н. Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном контексте // Культурно-историческая психологии. 2007. № 1. С. 63-71.

резюме

pdf (393kb)

Поддьяков А.Н. Сравнительная психология умственного развития // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 166-168.

 

Поддьяков А.Н. Троянское обучение и сопротивление ему // Народное образование. 2007. № 1. С. 186-193.

 

Калуцкая И.Н., Поддьяков А.Н. Представления о макиавеллизме: разнообразие подходов и оценок // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 78-89.

резюме

pdf (471kb)

Поддьяков А.Н. Альтер-альтруизм в социальных отношениях // Психология общения: тренинг человечности. Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской (Москва, 15-17 ноября 2007 г.). М.: Смысл, 2007. С. 288-289.

 

Поддьяков А.Н. Альтер-альтруизм и рефлексия // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов 6-го Международного симпозиума. Москва, 10-12 октября 2007 г. / Под ред. В.Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2007. С. 83-85.

 

Поддьяков А.Н. Троянское обучение: альтруизм, эгоизм, альтер-альтруизм // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение. Материалы IV Национальной научно-практической конференции. М.: ООО "Федерация психологов образования России", 2007. С. 266-267.

 

Поддьяков А.Н. Типы преднамеренного создания трудностей и совладание с ними // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. С. 56-58.

 

Поддьяков А.Н. Социо-культурный контекст развития исследовательского поведения: содействие и противодействие // Материалы IV съезда Российского психологического общества. 18-21 сентября 2007 г. Том III. Ростов-на-Дону, 2007. С. 55.

 

Поддьяков А.Н. Кросс-культурные исследования интеллекта и творчества: проблемы тестовой диагностики // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы. Материалы международной конференции. М.: ООО "АЛВИАН", 2007. С. 201-207.

 

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурентов и троянское обучение в информационных технологиях. Доклад на 1-ой Международной конференции по бизнес-информатике. Звенигород, 9-11 октября 2007 г.

pdf (221kb)

Поддьяков А.Н. Неопределенность в решении комплексных проблем // Человек в ситуации неопределенности / Гл. ред. А.К. Болотова. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: ТЕИС, 2007. С. 177-193.

pdf (247kb)

2008

Поддьяков А.Н. Игривые предки мультитачей // Компьютерра. 2008. № 31 (747). С. 30-33. [http://www.computerra.ru/370486/]

 

Поддьяков А.Н. Камень, ножницы, бумага в небумажных областях // Компьютерра. 2008. № 23 (739). С. 48-51. [http://www.computerra.ru/360108/]

 

Поддьяков А.Н. Конструирование трудностей "для мозгов" // Компьютерра. 2008. № 27-28 (743-744). [http://www.computerra.ru/364635/]

 

Поддьяков А.Н. Преднамеренное создание трудностей и совладание с ними // Психологические исследования. Электронный журнал. 2008. № 1. [http://www.psystudy.ru/index.php/num/2008n1-1/85-poddiakov1.html]

 

Поддьяков А.Н. Развитие способностей к саморазвитию: образовательные сообщества и конструктивизм // Компьютерра. 2008. № 44 (760). С. 24-29. [http://www.computerra.ru/388340/]

 

Поддьяков А.Н. Троянское обучение в информационных технологиях // Компьютерра. 2008. № 13 (729). С. 48-51. [http://www.computerra.ru/354133/]

 

Поддьяков А.Н. Обманщик хуже урагана? // Компьютерра. 2008. № 40 (756). С. 46. [http://www.computerra.ru/378572/]

 

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурентов и "троянское" обучение в социальных взаимодействиях // Тезисы 3-го Всероссийского социологического конгресса. М.: ИС РАН, РОС, 2008. [http://www.isras.ru/abstract_bank/1221570290.pdf]

 

Поддьяков А.Н. Типы преднамеренного создания трудностей и совладание с ними // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. С. 97-112.

 

Поддьяков А.Н. Умственное развитие и принцип дифференциации. Рецензия на книгу: Чуприкова Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007 // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 174-177.

 

Поддьяков А.Н. Создание трудностей как расширение и ограничение познавательных возможностей других субъектов // Современная психология мышления: смысл в познании. М.: Смысл, 2008. С. 350-352.

 

Поддьяков А.Н. Представления о личности Никколо Макиавелли и личностной черте "макиавеллизм" // Методология и методы психологического исследования (культурно-исторический аспект). Сборник тезисов 9-й международной психологической конференции "Чтения памяти Л.С. Выготского" / Сост. Е.Е. Кравцова, Г.Б. Ховрина. М., РГГУ, 2008. С. 148-150.

 

Поддьяков А.Н. Развитие понимания транзитивности и нетранзитивности отношения превосходства // Третья международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. В 2 т. М.: Художественно-издательский центр, 2008. Т. 2. С. 414-416.

 

Поддьяков А.Н. Создание трудностей для других субъектов: мотивация и способности // Психология индивидуальности. Материалы 2-й Всероссийской конференции. Москва, 12-14 ноября 2008 г. / Отв. ред. А. К. Болотова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 155-157.

 

2009

Поддьяков А.Н. Типы противодействия в помогающем поведении // Психология сегодня: теория, образование и практика / Под ред. А.Л.Журавлева, Е.А.Сергиенко, А.В.Карпова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. С. 181-187.

pdf (204kb)

Поддьяков А.Н. Конкуренция и конфликты участников образовательного процесса // Педагогическая психология: теория и практика / Под ред. Л.В.Солдатовой и Д.В.Солдатова. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009.

 

Поддьяков А.Н. Психологические последствия столкновения с ложными формами помощи: постановка проблемы // Психологическое здоровье субъектов педагогического процесса / Под ред. Е.Е. Копченовой. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009.

 

Поддьяков А.Н. Типы соотношений интеграции и дифференциации в развивающихся системах // Теория развития: дифференционно-интеграционная парадигма. Москва: Языки славянских культур, 2009.

 

Поддьяков А.Н. Управление интеллектуальными трудностями, создаваемыми для других субъектов // Четвертая международная конференция по проблемам управления (26 - 30 января 2009 года): Сборник трудов. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2009. С. 1350-1355.

 

Поддьяков А.Н. Создание трудностей как расширение и ограничение познавательных возможностей других людей // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы VI Международной конференции. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2009.

 

Поддьяков А.Н. Практика оборонительного обмана: две культурно-исторические традиции осуждения и оправдания // "Камень, который презрели строители". Культурно-историческая теория и социальные практики. Сборник тезисов Х международной конференции "Чтения памяти Л.С. Выготского" (Москва, 17-20 ноября 2009 г). М.: РГГУ, 2009. С. 311-317.

 

Поддьяков А.Н. Ложь злоумышленнику о нахождении жертвы: к рефлексивному анализу эссе Канта // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VII Международного симпозиума 15-16 октября 2009 г., Москва / Под ред. В.Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2009. С. 215-217.

 

Публикации на иностранных языках

Poddiakov A.N. Preschoolers' acquirement of competences in factor combining and factor interaction // Developmental tasks: towards a cultural analysis of human development / J.ter Laak, P.G.Heymans, A.I.Podol'skij (Eds.). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. 1994. pp. 173-186.

 

Poddiakov A.N. Counteraction as a crucial factor of learning, education and development: opposition to help // Forum: Qualitative Social Research / Forum: Qualitative Social Research. 2001. Vol. 2(3).

html

pdf (185kb)

Poddiakov A.N. The space of responsibility of cultural psychology. Review essay on the book: Benson C. The cultural psychology of self: place, morality and art in human worlds. London and New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001 // Culture and psychology. 2002. Vol. 8 (3). pp. 327-336.

 

Poddiakov A.N. The philosophy of education: the problem of counteraction // Journal of Russian and East European Psychology. 2003, Vol. 41, N 6, pp. 37-52. Также электронная версия: на EBSCO.

 

Poddiakov A.N. Photographs and counter-narratives // Considering counter-narratives: Narrating, resisting, making sense / Bamberg M., Andrews M. (Eds.). Amsterdam: John Benjamins, 2004. pp. 137–143.

 

Poddiakov A.N. Teaching economic thought: landscapes after battles. Commentary on the article: van Bavel R., Gaskell G. Narrative and systemic modes of economic thought // Culture & psychology. 2004. Vol. 10 (4). pp. 441-453.

 

Poddiakov A. "Trojan horse" teaching in economic behavior // Social Science Research Network, 2004.

abstract

pdf (220kb)

Poddiakov A. Coping with problems created by others: directions of development. Commentary on the articles: Hedegaard, M. Strategies for dealing with conflicts in value positions between home and school: influences on ethnic minority students’ development of motives and identity, and Schousboe, I. Local and global perspectives on the everyday lives of children // Culture & Psychology. 2005, 11(2), pp. 227-240.

 

Poddiakov A. Ambivalence and cognitive heuristics for dealing with ambiguity in complex social worlds // Estudios de Psicologia. 2006. Vol. 27. № 1. P. 101-116.

 

Poddiakov A. Developmental comparative psychology and development of comparisons // Culture & psychology. 2006. Vol. 12 (3). P 352-377.

 

Poddiakov A. Zones of development, zones of counteraction, and the area of responsibility // Cultural-historical psychology. Digest. 2006. № 1-3. P. 14-15.

 

Poddiakov A. Striving towards novelty in a scientific dialogue // Otherness in Question: Labyrinths of the Self / L. Simao, J. Valsiner (Eds.). Greenwich: Information Age Publishing, 2007. P. 215-226.

 

Poddiakov A. Development and inhibition of learning abilities in agents and intelligent systems // Proceedings of IADIS International conference "Intelligent systems and agents" / Ed. by A.P.dos Reis, K.Blashki, Y.Xiao. July 3-8, 2007. Lisbon, Portugal. P. 235-238.

 

Poddiakov A. Mental development. The differentiation principle // Social Sciences. 2008. Vol.39. No. 4. P. 162-166.