Резюме статьи
"Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном контексте"
Анализируется книга Х. Вернера (1890-1964) "Сравнительная психология умственного развития", впервые опубликованная 80 лет и многократно переиздававшаяся и переиздающаяся до начала XXI в. Обсуждение ведется с точки зрения современной психологии развития, культурно-исторической психологии, наук о сложности и, в целом, в контексте динамики типов научной рациональности. Рассматриваются: возможности развития ортогенетического принципа по отношению к системам, далеким от равновесия интеграции и дифференциации; парадоксы системного мышления, относительность различений холизма и редукционизма; проблемы анализа онтогенетического развития и межкультурных сравнений. Сопоставляются методологические, этические и социальные проблемы, анализируемые Х. Вернером и современными исследователями.
Ключевые слова: Х. Вернер, психология развития, культурно-историческая психология, холизм, редукционизм, системное мышление, ортогенетический закон, типы научной рациональности