Резюме статьи
"Проблемы культурной релевантности оценки интеллекта и креативности"
В исследовании предложена модель релевантности культуре задач, направленных на диагностику способностей, и оценены ее предсказательные возможности в отношении методик самооценки интеллекта и креативности. Модель рассматривает релевантность задачи культуре как ее интегральное свойство, задающееся тремя измерениями - частотностью, ценностью, прототипичностью. Проведено кросс-культурное российско-немецкое исследование (российская выборка N=1051, немецкая выборка N=1405), в ходе которого проверялась гипотеза о том, что психометрические свойства пунктов опросников опосредуются тремя измерениями релевантности культуре примеров деятельности, представленных в них. На первом этапе исследования были составлены опросники интеллекта и креативности на основе подхода частотности актов поведения Д. Басса и К. Крейка. На втором этапе пункты опросников были оценены с точки зрения трех измерений релевантности. На третьем этапе диагностировался интеллект (1 группа) и креативность (2 группа) с помощью сконструированных опросников и стандартных тестов интеллекта и креативности. Показано, что психометрические свойства пунктов опросника можно предсказать исходя из модели культурной релевантности: высота самооценок предсказывается ценностью и частотностью (с положительным знаком), а корреляция с внешними критериями - прототипичностью (с положительным знаком) и ценностью (с отрицательным знаком). Культурные различия в оценках релевантности примеров поведения оказались минимальны, однако можно сказать, что представления о творческих способностях обладают большей кросскультурной универсальностью по сравнению с представлениями об интеллекте. Предложены способы корректировки баллов методик самооценки на основе модели релевантности.
Ключевые слова: психодиагностические методы, опросники, самооценка способностей, интеллект, креативность, модель культурной релевантности, корректировка самооценки