Резюме статьи
"Влияние обогащенной образовательной среды на интеллектуальное и креативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

В статье предпринята попытка проанализировать влияние отдельных компонентов обогащенной среды на формирование индивидуальных различий в показателях интеллекта и креативности. Теоретически обоснована необходимость описания образовательной среды с позиций выделения трех основных характеристик конкретного средового события: 1) внешней инициации деятельности, 2) внутренней инициации деятельности и 3) содержания опыта. Результаты, полученные в исследовании, позволяют сделать выводы о том, что обогащение образовательной среды повышает уровень креативного развития ребенка за счет активного участия в культурно-досуговой деятельности, многопланово воздействующей на эмоциональную сферу ребенка и формирующей опыт социального взаимодействия. Интеллектуальное развитие обусловлено возможностью ребенка проявлять инициативу в получении опыта практических взаимодействий независимо от конкретных форм образовательных событий. Авторы указывают прикладное значение полученных результатов в связи с поиском новых подходов работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках межведомственной дискуссии о возможности специального обучения детей в школе с 5 лет.